Итак, продолжение зарисовок о Святой Земле. Здесь фотоэкскурсия по Старому Городу. Особое внимание главной христианской святыне - Храму Гроба Господня.
Возвращение в цивилизацию добавила нам ощущения защищенности, хотя оружия вокруг меньше не стало. Поменялся производитель - советские и китайские "калашниковы", сменили американские автоматические винтовки. Проезд через блокпост новой достопримечательности Иерусалима - шестиметровой стены, отгородившей Израиль от Палестины, - впечатлил. Громадина, уходящая вглубь пустыни, опутана сверху "егозой" крупной калибровки. Выглядит весьма неприступной. Израильтяне отдают ей должное: с момента возведения стены количество террактов значительно снизилось. Правда, огромную роль здесь играет и национальная система безопасности, в основе которой отнюдь не техника и современные гаджеты, а отточенная до совершенства психология. Но об этом позже.
Сам Иерусалим остался за окном автобуса. Хотя посмотреть было что. Чего только стоит, например, одна Гиена Огненная. Глубокое ущелье, рассекающее город и бывшее когда-то местом жертвоприношений (в том числе, и человеческих), сегодня превращено в ухоженный парк с великолепными прогулочными зонами. Вдали проплыли современные районы с очень дорогими квадратными метрами. Контраст с Вифлеемом был разительный.
Наше же внимание было приковано к месту площадью около одного квадратного километра - Старому Городу. Месту, окружающему Храмовую Гору, когда-то имевшую совсем другое название - Голгофа. Месту, которое является сегодня святым сразу для трех мировых религий.
В старый Город мы вошли через ворота, которые когда-то прикрывала крепость крестоносцев. Это действительно остановившееся время. Старые, узкие, мощенные улочки, иногда превращающиеся в откровенные трущобы. Полным анахронизмом на стенах домов выглядят петли электропроводки или выведенные наружу водопроводные трубы с водосчетчиками.
Вход в Старый город. Стена крепости - справа |
Улочки Старого Города |
Даже здесь - безопасность превыше всего |
Через христианский квартал мы продвигались к Храму. Христианским он является благодаря расположению здесь Патриархата Иерусалимской Православной Церкви. Здесь же проходила часть Via Dolorosa - Крестного Пути. Этот отрезок преодолевает и патриарх, следуя на службы, в том числе и на самую известную - Пасхальную, - когда в Храм сходит Благодатный огонь.
К слову сказать, это место начисто лишено мирского блеска и великолепия. Если бы входная дверь (если так можно назвать то отверстие в стене намного меньшее, чем рост нормального человека, с зияющей чернотой за ней, что не справился даже фотоаппарат) не была бы указана специально гидом, то само место я бы оценил как исторический прообраз Гарлема. Напротив был вход в какой-то внутренний жилой дворик с напрочь выбитыми дверями (остались только рамы). Копошащаяся там малолетняя братия так встретила мою попытку их запечатлеть, что я без перевода воспринял все местные диаматические словообразования и пожелания в мой адрес. Сам остаток пути пролегает в нагромождениях лавочек и прилавков с церковной утварью, что пробираться иногда откровенно затруднительно.
Это табличка над входом в Иерусалимский Патриархат. С Самим входом фотоаппарат не справился из-за недостатка освещения |
Дорога к Храму |
Если верить Библии, то еще Иисус с этим боролся |
Площадь Храма открывается неожиданно и сначала не впечатляет. Первый вопрос: где тут в Пасху собирается почти семь тысяч человек? Наша группа (около 70 человек) сразу заняла значительную его часть.
Площадь перед Храмом |
Что касается истории Храма, то опять же отсылаю к Интернету. Сведений масса. Вот краткий отрывок из Открытой православной энциклопедии "Древо":
"Возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос. Вместе с Вифлеемским храмом Рождества Христова - главный центр христианского паломничества, образец церквей-мартириев и архитектуры Святых мест. Первая церковь Воскресения Христова была заложена святой царицей Еленой и построена к 335 году. В дальнейшем храм несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался и расширялся. После очередного пожара1808 года он был вновь отстроен в 1810 году и приблизительно в этом виде существует в начале XXI века.
Современный Храм Воскресения Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия,ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон(соборный Храм) являющийся кафедральным для патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Храм разделен между шестью христианскими обществами представляющими три основные вероисповедания представленные в Святой Земле - Православное, римо-католическое, антихалкидонское. Во избежание недоразумений заинтересованные стороны в распределении собственности и порядке служб соблюдают исторически сложившийся status quo, определяемый хатт-и-шерифом 1757 года, подтвержденным фирманами 1852 и 1858 годов. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждым религиозным обществом, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия). Камень помазания находится в общем владении. «Стражами и хранителями дверей храма» является с 1246 года мусульманское семейство Нусейбе".
Чувствую, что текста уже много. Дальше предлагаю смотреть .
Вход в часть храма, именуемую Голгофой. В центре зала - Камень Миропомазания, справа - ступени, ведущие к Распятию, слева - вход в ротонду с Кувуклией. |
Фрески над входом в католический Алтарь гвоздей - место, где Иисус взошел на Крест. |
За стеклом та часть скалы, напоминающая череп, благодаря которой Голгофа и получила свое название. |
Вид на Камень Миропомазания с Голгофы |
Своды ротонды |
Зал Кафоликона - православного Храма Воскресения |
Купол Кафоликона |
"Пуп Земли" - символический центр христианства. Находится ровно посередине между Камнем Миропомазания и Гробом Господнем, т.е. между Смертью и Вечной Жизнью. |
Не могу обойти проблему "А правда ли..." Почитайте легенды и историю Храма. Найдете и критику, и доводы в пользу правдоподобности версии. Со своей стороны хочу заметить, что обычно места казней в старые времена не были случайны. Во многих городах вам эти места покажут с большой долей достоверности. Для Иисуса ничего не делали специально, следовательно он должен был повторить путь всех казненных в Иерусалиме. Следовательно, и Голгофа и Камень Миропомазания (обряд для всех умерших) вполне могли иметь к Спасителю самое прямое отношение. С Пещерой сложней. Но это ли главное?
О чем могу свидетельствовать лично - сильнейшее эмоциональное воздействие. Слезу бегут сами. Хочется гладить эти камни, как бы собирая их энергию, накапливаемую веками.
В Кафоликоне надел иерусалимский крест - знак паломника, посетившего Гроб Господень. Горжусь. Чувствую, что все сделал правильно.
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Храмовая гора, Вифлеем, Мертвое море, Ватикан
Комментариев нет:
Отправить комментарий