Рим невозможно отделить от Ватикана. Или наоборот, это кто как сочтет уместным чередовать. Они и соперничают, и дополняют друг друга. У Италии и Ватикана история сложная, в том числе и в становлении их взаимоотношений. Кому интересно, рассуждений и воспоминаний по этому поводу найдете много. Даже воевать, надо сказать, не стеснялись, пока поделили престолы: кому - земной, а кому - небесный.
Центральное место в Ватикане безусловно отдано собору Святого Петра, самому большому собору католического мира. Но, как оказалось, не самому главному. Про главное, правда, поговорим позже. Для посещения собора имели и меркантильный мотив. Это был последний из четырех соборов, дошедших до наших дней и нами посещенных, к которому имели отношение император Константин и его мать Елена. До этого в нашей коллекции впечатлений уже были
Храм Гроба Господня в Иерусалиме,
Храм Рождества Господня в Вифлееме и их ровесник - Трирский собор, о котором так и не доходят руки здесь написать.
К слову, поставить в этот ряд собор Св. Петра можно с большой натяжкой, так как он стоит на останках церкви, построенной Константином. И отделяет его от упомянутых святынь более чем тысяча лет. Своему появлению в XVI веке он обязан архитекторам Браманте и братьям Сангалло, а также "папе - строителю" Юлию II. Помимо них он отмечен гением Рафаэля, Микеланджело, Бернини и прочих творцов Возрождения.
|
Площадь собора каждую пятницу готовится к аудиенции папы. Каждую неделю тысячи кресел для этого расставляют, а потом убирают. В центре площади еще один раритет - египетский обелиск, доставшийся площади со времен, когда на этом месте был цирк (ипподром) императора Калигулы, на котором во времена Нерона распяли Святого Петра. |
|
В правой стороне площади виден папский дворец, в котором проживали все папы, за исключением последнего. Франциск - большой оригинал: до сих пор живет в отеле, чтобы подчеркнуть свое презрительное отношение к роскоши и близость к простому люду. |
|
На этих ребят внимание обращается само по себе. Хваленные швейцарские гвардейцы - армия Ватикана.
|
Поднимаемся ко входу в собор. Над фасадом архитектора Карла Мадерна находится "ложа Благословения", откуда извещают миру об избрании нового папы. С этой же ложи папа посылает свои благословения католикам всего мира (отсюда и название). |
|
|
В собор попадаем через Главный портал. Справа видны Святые врата, которые открывают только в "Святой год" (один раз в 25 лет). |
|
То, что происходит сразу за входом, описывается одним словом - Изумление! Тот, кто попадает сюда впервые, дар речи теряет точно. |
|
Ну согласитесь, с трудом верится, что это сделано человеком, пусть и гениальным. Знаменитая "Пьета" Микеланджело ("Снятие с креста Христа") - справа от входа. |
|
Не меньшим притяжением обладает и скульптура Святого Петра. Его правую ступню отполировали прикосновениями за семь столетий так , что она уже больше имеет вид культи - пальцы просто стерты. |
|
Потолок и купол еще больше усиливают впечатление неземного происхождения всего, что есть вокруг. |
|
Толпы посетителей перемещаются в этом великолепии в полной тишине. Равнодушных не увидите. |
|
Вокруг надгробия пап и скульптуры святых. Вокруг главного алтаря - "столпы церкви". Вот Св. Андрей, особо почитаемый нами как покровитель русских земель. |
|
С противоположной стороны - Св. Иоанн Креститель. |
|
У подножия этих скульптур находятся вентиляционные шахты ватиканских гротов. Обязательно туда спуститесь. Вход расположен у колонны Св. Андрея. К сожалению, там нельзя фотографировать. Сейчас это по сути папское кладбище. Из последних похороненных там - папа Иоанн Павел II, теперь уже возведенный в сан святого. Там же могила Св. Петра, свободного доступа к которой, правда, нет (скрыта за пуленепробиваемым стеклом). Проходя по гротам, увидите и стены старой церкви. Получите представление о том, на сколько поднялся уровень современного собора. |
|
Религиозный центр собора - главный алтарь работы Бернини. Над ним расположился купол, работу над которым начал Микеланджело. Внизу находится Confessio (место, где покоятся останки Св. Петра). |
|
Голубка с оливковой ветвью находится вокруг везде как символ католической веры и святого духа. Много позже с легкой руки Пикассо она станет символом мира. |
|
Отличительной чертой от готических храмов отметили отсутствие расписанных витражей. Этот является единственным. В центре - та же голубка. В лучах солнца создается впечатление, что к вам действительно сходит Святой Дух.Справа видно надгробие папы Урбана VIII. |
|
Далее поднимаемся на купол. 5 евро - подъем пешком, 7 евро - можно воспользоваться лифтом, но только до уровня крыши храма. Дальше все равно пешком. |
|
На крыше расположились "удобства", фонтанчик с водой (очень кстати), магазинчики с религиозной и сувенирной продукцией. |
|
Дойдите до скульптур Христа и святых апостолов, что расположились над внешним фасадом. Отсюда, правда, доступен только вид сзади. |
|
Здесь же выход на внутренний балкон в основании купола. Вот откуда открывается вся громадная сущность собора. До вершины еще очень далеко. Но образы стали существенно ближе и поражают своим размером. Говорят, что расписывая купол, Микеланджело фактически потерял зрение. |
|
При этом осознаешь, что он был не только гениальным художником, но и бесстрашным человеком. Работать на такой высоте дано не каждому. Балкон огражден мелкой сеткой. Постарался ее скрыть, чтобы не терять изображение. |
|
Но нам еще выше. По стенам уже угадываются контуры купола. |
|
Проход все более узкий. люди уважительных габаритов испытывают явные трудности, местами приходится натурально протискиваться. Сопим, пыхтим, но лезем. |
|
Вырываемся на условную свободу. Смотровая площадка оказывается небольших размеров клеткой, где аккуратно протискиваются по кругу добравшиеся до цели счастливчики. |
|
Внизу Ватиканские сады. В принципе, подъем на купол заменяет экскурсию по ним. |
|
Возможности объектива позволяют многое рассмотреть в подробностях. |
|
Как видим, святые отцы не чураются полакомиться свежими овощами с собственного огорода. Без ГМО и прочей химии. |
|
Ну и конечно, открываем для себя Рим с высоты птичьего полета. Вид на Ватиканские музеи и папский дворец. |
|
Замок Сант - Анджело, за ним Дворец Правосудия. Вдали парк виллы Боргезе. |
|
Площадь Венеции. Алтарь Отечества смотрится отсюда еще более величественно. |
|
Главный кадр. Вид на соборную площадь. Самая обозримая государственная граница: за полукругом площади уже Италия.
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий