Поиск по этому блогу

пятница, 4 июля 2014 г.

Ватикан. Собор Св. Петра


Рим невозможно отделить от Ватикана. Или наоборот, это кто как сочтет уместным чередовать. Они и соперничают, и дополняют друг друга. У Италии и Ватикана история сложная, в том числе и в становлении их взаимоотношений. Кому интересно, рассуждений и воспоминаний по этому поводу найдете много. Даже воевать, надо сказать, не стеснялись, пока поделили престолы: кому - земной, а кому - небесный.
Центральное место в Ватикане безусловно отдано собору Святого Петра, самому большому собору католического мира. Но, как оказалось, не самому главному. Про главное, правда, поговорим позже. Для посещения собора имели и меркантильный мотив. Это был последний из четырех соборов, дошедших до наших дней и  нами посещенных, к которому имели отношение император Константин и его мать Елена. До этого в нашей коллекции впечатлений уже были Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Храм Рождества Господня в Вифлееме и их ровесник - Трирский собор, о котором так и не доходят руки здесь написать.
К слову, поставить в этот ряд собор Св. Петра можно с большой натяжкой, так как он стоит на останках церкви, построенной Константином. И отделяет его от упомянутых святынь более чем тысяча лет. Своему появлению в XVI веке он обязан архитекторам Браманте и братьям Сангалло, а также "папе - строителю" Юлию II.  Помимо них он отмечен гением Рафаэля, Микеланджело, Бернини и прочих творцов Возрождения.

Площадь собора каждую пятницу готовится к аудиенции папы. Каждую неделю тысячи кресел для этого расставляют, а потом убирают. В центре площади еще один раритет - египетский обелиск, доставшийся площади со времен, когда на этом месте был цирк (ипподром) императора Калигулы, на котором во времена Нерона распяли Святого Петра.
В правой стороне площади виден папский дворец, в котором проживали все папы, за исключением последнего. Франциск - большой оригинал: до сих пор живет в отеле, чтобы подчеркнуть свое презрительное отношение к роскоши и близость к простому люду.
На этих ребят внимание обращается само по себе. Хваленные швейцарские гвардейцы - армия Ватикана.
Поднимаемся ко входу в собор. Над фасадом архитектора Карла Мадерна находится "ложа Благословения", откуда извещают миру об избрании нового папы. С этой же ложи папа посылает свои благословения католикам всего мира (отсюда и название).
В собор попадаем через Главный портал. Справа видны Святые врата, которые открывают только в "Святой год" (один раз в 25 лет).
То, что происходит сразу за входом, описывается одним словом - Изумление! Тот, кто попадает сюда впервые, дар речи теряет точно.
Ну согласитесь, с трудом верится, что это сделано человеком, пусть и гениальным. Знаменитая "Пьета" Микеланджело ("Снятие с креста Христа") - справа от входа.
Не меньшим притяжением обладает и скульптура Святого Петра. Его правую ступню отполировали прикосновениями за семь столетий так , что она уже больше имеет вид культи - пальцы просто стерты.
Потолок и купол еще больше усиливают впечатление неземного происхождения всего, что есть вокруг.
Толпы посетителей перемещаются в этом великолепии в полной тишине. Равнодушных не увидите.
Вокруг надгробия пап и скульптуры святых. Вокруг главного алтаря - "столпы церкви".  Вот Св. Андрей, особо почитаемый нами как покровитель русских земель.
С противоположной стороны - Св. Иоанн Креститель.
У подножия этих скульптур находятся вентиляционные шахты ватиканских гротов. Обязательно туда спуститесь. Вход расположен у колонны Св. Андрея. К сожалению, там нельзя фотографировать. Сейчас это по сути папское кладбище. Из последних похороненных там - папа Иоанн Павел II, теперь уже возведенный в сан святого. Там же могила Св. Петра, свободного доступа к которой, правда, нет (скрыта за пуленепробиваемым стеклом).  Проходя по гротам, увидите и стены старой церкви. Получите представление о том, на сколько поднялся уровень современного собора.
Религиозный центр собора - главный алтарь работы Бернини. Над ним расположился купол, работу над которым начал Микеланджело. Внизу находится Confessio (место, где покоятся останки Св. Петра).


Голубка с оливковой ветвью находится вокруг везде как символ католической веры и святого духа. Много позже с легкой руки Пикассо она станет символом мира.
Отличительной чертой от готических храмов отметили отсутствие расписанных витражей. Этот является единственным. В центре - та же голубка. В лучах солнца создается впечатление, что к вам действительно сходит Святой Дух.Справа видно надгробие папы Урбана VIII.
Далее поднимаемся на купол. 5 евро - подъем пешком, 7 евро - можно воспользоваться лифтом, но только до уровня крыши храма. Дальше все равно пешком.
На крыше расположились "удобства", фонтанчик с водой (очень кстати), магазинчики с религиозной и сувенирной продукцией.
Дойдите до скульптур Христа и святых апостолов, что расположились над внешним фасадом. Отсюда, правда, доступен только вид сзади.
Здесь же выход на внутренний балкон в основании купола. Вот откуда открывается вся громадная сущность собора. До вершины еще очень далеко. Но образы стали существенно ближе и поражают своим размером. Говорят, что расписывая купол, Микеланджело фактически потерял зрение.
При этом осознаешь, что он был не только гениальным художником, но и бесстрашным человеком. Работать на такой высоте дано не каждому. Балкон огражден мелкой сеткой. Постарался ее скрыть, чтобы не терять изображение.
Но нам еще выше. По стенам уже угадываются контуры купола.
Проход все более узкий. люди уважительных габаритов испытывают явные трудности, местами приходится натурально протискиваться. Сопим, пыхтим, но лезем.
Вырываемся на условную свободу. Смотровая площадка оказывается небольших размеров клеткой, где аккуратно протискиваются по кругу добравшиеся до цели счастливчики.
Внизу Ватиканские сады. В принципе, подъем на купол заменяет экскурсию по ним.


Возможности объектива позволяют многое рассмотреть в подробностях.
Как видим, святые отцы не чураются полакомиться свежими овощами с собственного огорода. Без ГМО и прочей химии.
Ну и конечно, открываем для себя Рим с высоты птичьего полета. Вид на Ватиканские музеи и папский дворец.
Замок Сант - Анджело, за ним Дворец Правосудия. Вдали парк виллы Боргезе.
Площадь Венеции. Алтарь Отечества смотрится отсюда еще более величественно.
Главный кадр. Вид на соборную площадь. Самая обозримая государственная граница: за полукругом площади уже Италия.


ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий