Поиск по этому блогу

воскресенье, 24 июня 2012 г.

Про школы Германии и Швейцарии


Со стажировки в Германию (Баден - Вюртемберг) и Швейцарию (Базельланд) прошло два месяца. Здесь уже были мои зарисовки о Базеле и Цюрихе. Но до главных впечатлений о школах этих земель никак не доходили руки. Да и самих впечатлений было слишком много, что  сразу браться за пост однозначно было завязнуть в повествовании. Сейчас понимаю, что время выдерживал не зря. Во - первых, появился замечательный материал шеф - редактора "Директора школы" Екатерины Терешатовой, который избавил меня от опасности утонуть в подробностях. Особенности образовательных систем вы найдете там в избытке. Во - вторых, по прошествии немалого времени в памяти на первое место выходит действительно самое важное, чем хочется поделиться. Итак, по порядку.
Первое, что хотелось бы отметить. Профессия учителя в Германии до сих пор остается мужской профессией (соотношение полов - 60 к 40, о совсем недавно было 80 к 20). Этому есть и историческое объяснение. Современную школу Германии в послевоенные годы создавали офицеры вермахта, которым не было применения в разрушенной войной стране. К слову, это обстоятельство в совокупности со стереотипами о роли Германии во второй мировой войне никак не укладывалось в голове, так как окружающая действительность подчеркивала тезис "Дети - наше все!" Системы ценностей не складываются в обществе в одночасье, и такое отношение к школе, которое мы увидели, явно являлось результатом не одного десятилетия. Стране - победительнице здесь есть чему поучиться у побежденных. 

Маркгрэфлер - гимназия, г. Мюльхайм, Германия
Реальная школа, г. Мюльхайм, Германия
А школы в Германии и в Швейцарии действительно в центре внимания общества. Мы встречались не только с руководителями школ. Нашими собеседниками были и представители муниципалитетов, бизнеса, родители и ученики школ. Общее впечатление складывалось как бы благодаря взглядам с разных сторон.
Начальная школа в г. Инцлинген, Германия
Учебный класс
Школьный приусадебный участок
Просто и со вкусом
Надо отметить, что знакомясь с системой образования Германии, мы поняли откуда дует ветер в России. Здесь мы воочию увидели, что такое школы ступеней, профильная школа, ключевые компетенции и деятельностный метод. Переезжая от школы к школе, в полной мере ощутили и автономность образовательных учреждений, и вариативность предлагаемых населению педагогических систем. Не заметили только так популярной у нас ныне экономической эффективности. Уважаемые руководители российских школ, когда вас будут толкать на очередное сокращение кадров, добиваясь пресловутых "1 учитель на 15 учеников", то на ссылку на европейский опыт отвечайте, что это наглое вранье! 
В наших вариантах получалось в среднем "1 к 7-8". И про популярные у нас "70/30" и "65/35" там тоже не имеют никакого понятия. Видели бы вы глаза директора Маркгрэфлер - гимназии, которому мы эти коллизии пытались втолковать. Незабываемое впечатление!
Были настоящие откровения и для нас. Учитель в Германии - государственный служащий (вспоминаем ельцинский указ № 1). Это означает, что его нельзя уволить, сократить, не смотря ни на какие экономические катаклизмы. Означает это также и стабильную зарплату от 2500 до 3500 евро. Цифры эти может и меньше зарплаты в производственном секторе, но позволяют достойно по их меркам жить семье из четырех человек.
За эту зарплату они, правда, значительно больше нас работают. Ставка учителя составляет 27 часов при пятидневной рабочей неделе. (Вспоминаем, что по сути в Германии это до сих пор мужская профессия).  В эту зарплату входят абсолютно все виды дополнительной педагогической работы как классное руководство, внеклассная работа, заведывание всем и вся  и т.п. Каждый учитель основательно при этом мониторит свой образовательный процесс, предоставляя каждую неделю родителям каждого ученика обстоятельный письменный отчет. И за это не предполагается никаких стимулирующих выплат или доплат! На наш вопрос "А как же Вы тогда мотивируете своих учителей?" ответ был дан обезоруживающий: "А как же уважение коллег и горожан?" Немая сцена! Занавес.

Учительская в Маркгрэфлер - гимназии
Педагогический коллектив
Рабочее место учителя (жалуются на стесненные условия)

Аксессуары педагогического труда
В каждой учительской есть обеденная зона
  Еще одно отличие от нашей действительности кроется в том, что школы там занимаются исключительно образованием детей. От учителя до директора. Узнав, сколько и какой информации перелопачивает российский директор, наш немецкий коллега обескураженно спросил: "А когда же вы работаете?" И сорвал аплодисменты аудитории. Вся административно - хозяйственная деятельность сосредоточена в руках муниципалитетов. Их представители сразили нас своей осведомленностью о школьных делах своих подопечных. Полный апофеоз вызвал факт подготовки и приемки школ в новому учебному году: ДИРЕКТОР, ВОЗВРАЩАЯСЬ ИЗ ЛЕТНЕГО ОТПУСКА, ПРИНИМАЕТ ШКОЛУ У МУНИЦИПАЛИТЕТА В СООТВЕТСТВИИ С СОГЛАСОВАННЫМ РАНЕЕ ПЛАНОМ ПОДГОТОВКИ. Мой крупный шрифт в этом месте поймет любой российский директор.
А какие мы здесь видели решения! Как спасти стремительно теряющую контингент маленькую деревенскую (по нашим меркам) школу? В России ответ был бы один: скорее закрыть. А в Германии надо использовать малокомплектность как явное преимущество и ввести в школе индивидуальное обучение (по смыслу, фактически тьюторство). А возникший при этом недостаток площадей ликвидировать, построив и оснастив по последнему слову технического прогресса НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ КОРПУС. В результате в школу, где училось около 300 учеников, пришло еще около 70 учащихся. Привожу эти цифры, чтобы вы оценили масштабность затрат. Вот вам и экономическая эффективность!!! И еще один обезоруживающий аргумент: "Так решила община"! Сразу вспоминаем, когда и где у нас эту "общину" и  о чем спрашивают?
Рабочее место учителя - тьютора, школа г. Шлиген, Германия
В Швейцарии - "родине демократии" - нас ожидали вообще невообразимые по российским меркам факты. Кантональные законы об образовании принимаются прямым голосованием населения и только потом принимаются к исполнению. Этим же прямым голосованием в каждом кантоне избирается так называемый школьный совет - орган общественного управления школой. В его компетенции прием на работу всего педагогического персонала в школы кантона от учителя до директора, согласование школьных бюджетов, но он не вмешивается в собственно образовательный процесс. Для щвейцарских политиков эффективная работа в школьном совете - старт в большую политику.
Не остается в стороне и бизнес. В Леррахе, в местной Sparkasse (аналог нашего отделения Сбербанка) нам презентовали национальный проект "Бизнес и школа", в рамках которого бизнес-структуры имеют возможность поддерживать социально значимые проекты, реализуемые школами земель. Как иллюстрацию, нам продемонстрировали кафе при школе Песталоцци города Лерраха (для детей с ограниченными возможностями здоровья - аналог наших школ VII и VIII вида), которая работает в рамках школьной производственной фирмы благодаря поддержки банка. То, что эта помощь существенна, можно было судить по тому, как ежеминутно директор школы трогательно и искренней признательностью поглаживала по плечу господина Маркоса, председателя совета директоров банка. Надо отметить, что участие бизнеса в подобных проектах всемерно поощряется государством.
Школа Песталоцци, г. Леррах, Германия
Г-ну Маркосу было не зазорно предоставить свой роскошный Audi 8 участникам стажировки и выступить их личным водителем.
Презентация проекта "Бизнес и школа" в Sparkasse, г. Леррах, Германия
В заключение, про то, как немцы и швейцарцы понимают "качество образования". То, что аттестат зрелости имеет лишь каждый седьмой немец - факт! И никто не делает из этого трагедии. Да и нация не выглядит ущербной и необразованной. Когда мы спросили, а что будет школе, если только около 60-70 % ее учеников справляются с выпускными экзаменами, директор в ответ лишь пожал плечами: "НИЧЕГО!" Образование здесь воспринимается как личное достижение. Конкурентное преимущество, если хотите. Община и муниципалитет, школы и педагоги создали условия. А как воспользоваться этими условиями - это уже дело семей и самих учеников. Показательно и отношение к оценке как таковой. Ее нет в нашем привычном понимании, как и столь любимых нами классных журналов. Оценка - это предмет разговора только учителя, ученика и его родителей. Она никогда не становится предметом обсуждения посторонних, никогда не оглашается. Как следствие, не является причиной стресса, давления или конфликта.
Еще много можно было рассказывать о впечатлениях от школьных зданий и аудиторий, пришкольных территориях и приусадебных участках. Ограничусь одним определением - исключительная функциональность! Совсем за рамками материала оставлю тему надзора - это уж совсем российское изобретение.
Учебные мастерские (обратите внимание на решение проблемы подачи электроэнергии на рабочие места - с потолка спускаются разветвители).
В лаборатории
Еще один вариант лабораторных помещений
Холл гимназии в г. Райенфельде, Швейцария
Там же
И везде, даже к ученическим местам подведен газ (возможно, российский)
Место учителя в кабинете естествознания 
Кабинет музыки
Аналог кабинета домоводства. Писк дизайнерской моды - стены без штукатурки. А мы их сначала пожалели за бедность. 
А всем, кто заинтересовался, просто посоветую на все поглядеть своими глазами. Как это сделать в самое ближайшее время, смотрите здесь. А я благодарю моих коллег - участников стажировки, представителей редакции журнала "Директор школы" (Катю Терешатову, Татьяну Рыбакову и Алексея Ивановича Ломова) за теплую компанию и комфортную атмосферу. Отдельные слова благодарности Дмитрию Фишбейну - за идею! Огромное спасибо Московской высшей школе бизнеса МИРБИС и ее координатору Татьяне Путинцевой за безупречную организацию и сопровождение всего процесса подготовки к поездке. А главные слова восторга и восхищения настоящим профессионализмом и образцовым отношением к работе принимающей стороне и руководителям стажировки - Наталье Геннадьевне Сенченковой и доктору Рольфу Доквайлеру. Благодаря им эта земля стала нам ближе и понятнее. 
Рольф Доквайлер и Наталья Сенченкова ведут занятие
Финальная фотография
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
БаварияБазельЦюрихКольмарОсло


6 комментариев:

  1. Андрей! Спасибо, отличный текст! С удовольствием почитал про Ваше путешествие. Рад, что получили такое же удовольствие, что и я. Надеюсь, это не последняя группа.

    ОтветитьУдалить
  2. > обратите внимание на решение проблемы подачи электроэнергии на рабочие места - с потолка спускаются разветвители).

    Андрей Владимирович, по новым Правилам противопожарного режима в РФ запрещено использование нестационарных проводок (разветвителей, удлинителей)...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так и газ у нас никогда не появится. Для экономии не стал здесь показывать и описывать школьную (частную) столовую или кафе, где работают ребята из школы Песталлоци. Наш бы Роспотребнадзор их бы удавил. Запрещать мы горазды, только безопасней от этого не стает.

      Удалить
  3. >Так и газ у нас никогда не появится.

    И слава богу! Газовое хозяйство - та еще головная боль! Да и к пожарным, Роспотребнадзору и т.д. добавится еще и ФСЭТАН.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Видели бы Вы недоумение тамошнего администратора, когда я ему в тех же примерно конструкциях изложил свои сомнения и про безопасность, и про надзор. То ли мы "ж***рукие" (как в популярном сериале говорят) такие, то ли излишне предусмотрительные? (То ли кормимся с этого многочисленного надзора хорошо?) Нет и них такого, и ведь не горят.

      Удалить