Поиск по этому блогу

среда, 3 июля 2019 г.

Пиза и Лукка

Вторую зарисовку из серии впечатлений по мотивам зимнего путешествия по Тоскане посвятим ее западной части. Здесь наше внимание было привлечено двумя городами, которые не должны выпадать из сферы интересом туристов. Пиза, безусловно ассоциирующаяся с Падающей башней и малой родиной Галилея, обязательный пунктик в топ - списке любого путешественника. В нашем случае это еще и начальная и конечная точка путешествия, благодаря тому, что самолеты "Победы" прилетают в Тоскану именно сюда.
Лукка, возможно, и уступает своей соседке в известности, но тоже забирает на себя часть славы и внимания как родина Джакомо Пуччини и центр кожевенного ремесла.
Мы не стали делать исключение из правила, которым руководствуются большинство путешественников, начинающих путешествие по Тоскане именно с Пизы. Считается, что кроме Падающей башни, любоваться здесь особо нечем. Поэтому массы прилетевших в аэропорт Галилео Галилея устремляются прямиком к ней, благо от аэропорта это можно сделать в течение максимум получаса. А потом разъезжаются далее по Тоскане.

Вот и мы, выцарапав свой автомобиль у прокатчиков, сразу устремились на Пьяцца деи Мираколи, что в переводе с итальянского означает "Площадь Чудес". Надо сказать, что выглядит Пиза очень потрепанно. Хотя по итальянским меркам город крупный - около 100 тысяч населения. Сама площадь обнесена оградой, но башню и купола собора видно издалека. Около ограды есть несколько платных паркингов. Их размеры очень небольшие. Подозреваю, что в сезон есть проблема с парковкой. По поводу "Площади Чудес" возможны ассоциации с известным одноименным полем из итальянского эпоса про Пиноккио (или более близкого нам Буратино). Но минуя ограду через главный вход, действительно испытываешь очарование от открывающегося вида.
Собственно в список чудес этого места входят баптистерий, собор, башня и кладбище Кампо - Санто. Посещение их платное. Билет можно комбинировать, но самое малое посещение рассчитано на два объекта. Мы выбрали собор и баптистерий, так как не рассчитывали здесь долго задерживаться. Кладбище было решено проигнорировать, а на башню полюбоваться снаружи.
Главной доминантой площади безусловно является собор. Строился он в далеких XI - XII веках, сочетая римский, исламский и византийский архитектурные стили. Собственно этот микс получил потом название пизанского стиля. Надо сказать, что в те времена маленькая Пизанская республика была заметной занозой в самых разных местах своих соседей, заметно напрягая то Геную, то Флоренцию, или захватывая (на минуточку) Палермо или Балеарские острова. На добытые в этих походах средства и строился собор. Он переживал пожары и свой нынешний вид приобрел примерно в XVI веке. К шедеврам собора относится мозаика в апсиде, к которой приложил руку Чимабуэ, а также кафедра, выполненная Джованни Пизано.


Собор посвящен Успению святой Девы Марии, в старых иконах еще присутствует влияние Византии.

Баптистерий  Св. Иоанна (здание для исполнения обряда крещения) строился позже собора, но раньше башни. Строился, к слову, около двухсот лет.  Иногда целыми династиями, так как среди его строителей отметились, например Никколо Пизано и Джованни Пизано (отец и сын). Сегодня это самый большой баптистерий в Италии.
И само здание, и внутреннее убранство выдержаны в готическом стиле. Побродив внизу, обязательно следует подняться на верхний этаж.
Огромное внутреннее помещение здания почти не имеет украшений, выглядит аскетично и строго. В центре зала восьмиугольная купель со скульптурой Иоанна Крестителя. Саму купель строил Гвидо Бигарелли в XIV веке, скульптура появилась значительно позже. К кафедре руку приложил Никколо Пизано, уже упомянутый выше. Его творение рассматривают как произведение итальянского Проторенессанса. Благодаря особенностям строения купола, здание славится хорошей акустикой.
Из окон верхнего яруса открывается замечательный вид и на собор. Особо подчеркивается его ажурная отделка фасада.
Ну и конечно - "королева бала"! Пизанская башня является самым поздним строением этого ансамбля. Строилась как колокольня собора. Из-за чего что просело и накренилось, написано столько, что не хочется даже занимать здесь место. Прочитаете, если что, сами. Плюс декабря: возможность снимать башню относительно спокойно, без снующих в кадре типов, пытающихся башню поддержать. Что обратило на себя внимание, так это присутствие здесь римской волчицы. Оказалось, что она является гербовым знаком Тосканы, отчего встретить ее в этих краях можно куда чаще римских улиц. За рамками нашего посещения осталось кладбище Кампосанто ("святое поле"). Это своего рода мемориал для священнослужителей и знаменитых пизанцев. Считается, что землю для этого кладбища завезли из самого Иерусалима. Кладбище сильно пострадало из-за бомбежек союзников в годы второй мировой войны.

А теперь выводим на сцену Лукку. Это типичный тосканский город, незаслуженно обойденный на наш взгляд вниманием туристов. Хотя это сегодня один из крупных городов Тосканы (около 96 тыс. жителей). Имеет аэропорт и железную дорогу. Считается городом с одним из самых высоких уровней жизни в Италии, а также здесь производится один из лучших сортов итальянского оливкового масла.
Старый город все также прячется за сохранившейся каменной стеной. Задолго до экологического бума горожане запретили въезд туда автомобилей и дружно пересели на велосипеды, разбив вокруг стены широкие лужайки, по которым в обилии разгуливают цапли, став здесь вполне городской птицей. Вокруг стены достаточно просторных (платных) парковок для гостей города.
Старая городская стена превращена сегодня в широкую тенистую аллею, протяженностью около 4 км. Прогулявшись по ней (или объехав на велосипеде), можно составить представление обо всем старом городе.
Несмотря на ограниченность городского пространства стеной, в городе достаточно зеленых площадей для отдыха и встреч.
Общественные торговые зоны и точки питания с возможностью выпить с утра чашечку эспрессо присутствовали в обилии даже в декабре.
Лукка считается одним из центров шоппинга. Магазинчики, бутики и просто "развальчики" здесь на каждом шагу. Не могу сказать, что дешево. Хотя найти можно абсолютно все. Особый шик - изделия из кожи. Не ушли без ремня и сумок.

К слову удивило, что в предверии католического Рождества убранство улиц и ярмарок выглядело в Тоскане куда скромнее подобных мест в Германии или Австрии. Хотя местами явное приближение праздника глаз радовало.
Вода прямо из городского фонтана для нас экзотика, а здесь норма. Тем более, если вспомнить сколько лет самому фонтану.
Двор служб муниципалитета находится вблизи городской стены (основного въезда). Единственное место, где видели автомобили в изобилии.
Есть на что посмотреть и любителям старины. К сожалению, был одет в леса дом "отца итальянской оперы"  Пуччини, почему и остался за кадром. Но и без него мы не скучали. Вот, например, собор Св. Михаила (Сан-Микеле). Площадь, где он стоит, находится на месте древнеримского форума. Посмотрите на фасад. Узнаете пизанский стиль?)))). Фасад венчает 4-х метровая статуя Св. Архангела Михаила, на пальце которой якобы надет перстень с бриллиантом. Также блеск этого камня якобы сверкает в лучах заходящего солнца. (Доброхоты тут же расскажут, что перстень давно сперли) :-))))))).
Первое упоминание о церкви датируется VIII веком. От тех времен сохранился пол. В XI веке церковь уже подвергалась реконструкции. Это деревянное распятие в алтаре относится уже к XII веку и является одной из реликвий собора.
В честь Рождества в алтаре были открыты мощи святого, здесь похороненного. Как поняли, это был один из "отцов - основателей" здешней церкви. К сожалению, не нашел нигде в описаниях, кто это и в честь чего похоронен в алтаре столь знаменитого собора. Возможно, "помощь зала"поможет ликвидировать этот пробел.


Среди работ, украшающих церковь, - терракотовая «Мадонна с Младенцем» Луки делла Роббиа и «Святые» Филиппо Липпи, что здесь на снимке.
Надо сказать, что само место собора (бывший форум - место городских собраний) оказывало и оказывает влияние до сих пор. Вплоть до XIV века здесь собирался на свои заседания Большой Совет - орган управления городом. Сейчас площадь перед собором является местом притяжения городской тусовки. Здесь всегда шумно и многолюдно. От собора берут начало главные городские улицы.
Одна из них  - Виа Филлунго ("длинная нить") приведет вас на площадь Амфитеатра (Anfiteatro Romano).
Уникальность этого места в том, что дома являются перестроенными стенами древнеримского амфитеатра. Этого особенно хорошо видно с внешней стороны зданий, где неровная старая кладка выходит наружу стен. Вход на площадь проходит через арки, которые являлись входами в сам амфитеатр. Площадь сохранила форму эллипса.


Не прошли мимо любимых зимних персонажей, пусть и в итальянской интерпретации. При температуре в +12 градусов их присутствие ощущается особенно оригинально.
Еще одним романским шедевром Лукки является церковь Сан - Фредиано, которая дошла до наших дней фактически без перестроек с момента строительства в XII веке. Обратим внимание, что посещение церкви платно.
Ее узнаете по сверкающей золотом мозаике "Вознесение" на фасаде. Вечером мозаика подсвечивается прожекторами.
Им церкви дал епископ Фредиан, при котором на этом месте еще в VI веке была построена первая церковь Лукки. Фредиан был здесь упокоен, позже возведен в сан святого, особо здесь почитаемого.
Убранство церкви очень аскетично. Чистая готика, которую в современной Италии встретишь не часто.
Среди шедевров выделяется купель, Fontana Lustrale. Имена авторов до нас не дошли. Предполагается, что купель украшена сценами из Ветхого Завета, книги Исхода.
За купелью найдете очередной "мавзолей". Это Святая Зита - покровительница слуг и прочего рабочего люда. Очень почитаема в Лукке. Каждый год 26 апреля ее мощи облачают в роскошные одеяния и торжественной процессией проносят по улицам старого города.
Надо сказать, что веяния потустороннего мира можно встретить на улице и при весьма будничных обстоятельствах. Вот как этих посетителей одного из баров, явно в нем засидевшихся.
Тоже заглянули в одно из местных заведений. Кафе с условным названием "У старой башни", если принять во внимание английский вариант названия. Внутри оказалось очень стильно и многолюдно, несмотря на не сезон, что является явным показателем класса и качества.
Старый добрый рок в оформлении интерьера и винотека, вполне действующая, хоть и дополняющая антураж.
Были сражены луковым супом и равиоли с белым трюфелем под бокал знаменитого Vino Nobile из Монтепульчано. Подводя итог, еще раз повторимся, что не включить Лукку в свой маршрут будет непростительным упущением.
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
ПАЛЕОКАСТРИЦАХАНЬЯБЕРГЕНКОЛЬМАРОРЛИК

Комментариев нет:

Отправить комментарий