Поиск по этому блогу

суббота, 8 сентября 2012 г.

Разочарования

Или "Всегда ли следует верить путеводителям"? Безусловно, Крит не безупречен. Хотя даже здесь общее впечатление отнюдь не страдает. Всегда находится что-то положительное для уравновешивания баланса.
К разочарованиям Крита отнесем Кносский дворец. Самая раскрученная, но одновременно самая неоднозначная достопримечательность острова. Это крупнейшие раскопки минойской эпохи (около 4000 лет до н.э.). Все, что дошло до наших дней - больше легенды, чем реальные исторические факты. Могущественный царь Минос и созданная им метрополия, контролирующая все побережье Эгейского моря. Некий паразит, который в итоге съел сам себя. Якобы первая попытка ведения плановой экономики, тоже закончившаяся крахом государства. Минос и Эгей, Тесей и Ариадна, Минотавр и его лабиринт, Дедал и Икар - все эти имена связаны именно с этим местом.
Собственно лабиринт Минотавра и был отправной точкой поисков. Первые раскопки начались здесь еще в середине XIX века. А в 1900 году пробил час Артура Эванса, директора Эшмолеанского музея, который приобрел этот участок и почти сразу наткнулся на древний город.
Сегодня бюст Эванса открывает на Кноссе экскурсионный маршрут.
 Эванса в археологии относят к романтическим дилетантам. Вот эта склонность к романтике и "погубила" Кносский дворец. Сегодня это проект на тему "так его увидел автор". К достаточно варварским методам раскопок добавились еще и фантазии Эванса, который он воплотил в реальность, желая помочь воображению посетителей создать более целостную картину о древней жизни. В результате на руинах из железа и бетона достраивались некие фрагменты, вид которых домысливался, исходя из представлений ведущих раскопки.
Выглядит это теперь вот так. Среди руин, разрушенных почти до фундамента, вдруг возникает некий элемент, весьма диссонирующий по всем компонентам и уж совсем не отдающий стариной
В результате памятник истории местами больше напоминает памятник бесхозяйственности,  когда по недоразумению забыли достроить или снести обветшавший объект. 

Подлинных фресок здесь нет. Все, что удалось найти подлинного, отправили в археологический музей Ираклиона. Для туристов воспроизвели копии.


В центре дворца, в здании на дворцовой площади, найдете тронный зал. Тронов здесь почему-то два: каменный и деревянный (якобы копия с каменного). Сам зал поражает своими мизерными размерами. По одной версии здесь Минос вершил правосудие, по другой - комната служила для переодевания и омовения правителя во время ритуальных служб.

В центре двора - жертвенный камень. Чего только про него не наслушались от часто сменяемых друг друга гидов - от якобы сохранившихся на камне следов запекшейся крови до предположительно человеческих жертв. Если прислушиваться к тому, что рассказывают вокруг - несут черт знает что! От этого и так "исправленное место" обрастает ну совсем неуемными фантазиями. "Мифология" рулит!
Дворец по своей сути представляет собой целый город. Территория большая даже по современным меркам. Фактически он и есть лабиринт. Будьте готовы, что от вас потребуется определенная физическая выносливость преодолевать перепады высот. Не забывайте про воду - жара! Вид на тронный зал.

А это, как предполагается, причина мифа о Минотавре. Хотя есть и более  правдоподобная версия о роли быков. Бык, скорее всего, действительно был тогда священным животным. Но девушек ему не скармливали. Скорее всего из них готовили то ли укротительниц, то ли наездниц и акробаток для потехи публике. На  фреске в начале поста по крайней мере присутствует подобный сюжет. Так как развлечение явно имело побочный эффект в виде гибели отдельных из них, то это и стало причиной слухов и мифов.
На плане сказано - что это покои знати, удостоенной чести жить поближе к царю. Судя по размерам больше похоже на камеры. Так что, была ли это честь - большой вопрос.

Всюду по территории расставлены композиции из найденных здесь амфор. Отметили их размер и посочувствовали тем, кто имел с ними дело. 
Копия фрески в покоях царицы. Сегодня эти дельфины - национальный символ  Крита. Самый, пожалуй, раскрученный исторический бренд.
  Общее впечатление. Не покидало ощущение некоего надувательства. Нашли утешение в том, что железу и бетону, так "преобразившему" вид дворца, тоже уже более ста лет. И сами эти  творения медленно и верно переходят в разряд человеческой истории, пусть и из серии "как не надо делать". Надо ли обязательно посетить это место - решайте сами. То, что это культовый объект, подтверждает то количество людей, которое ежедневно бродит по этим развалинам. Столько не было нигде. С подлинностью и достоверностью - проблемы. Отнеситесь как к некоторому аттракциону.
 Вторую часть дня посвятили Матале. И снова были одурачены теперь уже путеводителем. От Ираклиона до Маталы около 60 км на юг. Но от Кносса, чтобы попасть на эту дорог, нужно вернуться в город. Дорога здесь очень узкая и загруженная, днем - сплошная пробка. Поэтому решили двинуть прямиком на юг параллельно, тем более путеводитель предсказывал  всего около 20 км круг. На деле оказалось плюс 120 км (или 2,5 часа) по заброшенным деревенькам, не особенно информативным и очень узким. (Помним, что бензин стоит почти 2 евро). Так что, лучше было вернуться в Ираклион. Чтобы утешиться, в позитив занесли знакомство с Критом, далеким от туристических маршрутов.

Вдоль дороги - главное богатство Крита, - оливковые рощи. Ну не красота ли?
До Маталы не доехали 3 км. Пожалели время. Свернули на знаменитый Комос -пляж. Культовое место для хиппи 70-х. Получили новый удар теперь уже от Ливийского моря
Волна и каменистое дно явно не располагали к купанию. Ограничились прогулкой по побережью, не самому комфортному
За этим мысом - Матала. Эта скала присутствует на путеводителях как раз с обратной стороны (со стороны Маталы). Именно в ней находятся ритуальные захоронения минойской эпохи. Здесь вход в пещеры тоже есть, но не так массово. Говорят, что можно пройти насквозь. 
 Назад возвращались уже без экспериментов. До Ираклиона долетели фактически за час. По дороге есть возможность познакомиться с еще одной достопримечательностью - "Фестским дворцом". Этот комплекс из серии "с точностью до наоборот". Все сохранено в первозданном виде.
Дворец расположен на холме. От него открывается великолепный вид на вершины Ида и предгорное плато.
И опять вокруг бесконечные оливковые деревья.
"Это был не день Бэкхема". Нажарились в Кноссе, наплутались в глубине острова и не искупались в Матале. В награду был вечер в оливковой роще. Вид на уходящее в горы солнце, горячий ветер и тень оливкового дерева. И ладно! По крайней мере. такого Крита мы больше не увидели нигде.

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий