Поиск по этому блогу

среда, 14 марта 2012 г.

"Чайка" от "Табакерки"

Смотрели "Чайку" в постановке знаменитой "Табакерки". Это были ставшие уже ежегодной традицией гастроли в местном ТЮЗе. К слову, 1 марта "Табакерка" только-только отметила свое 25-летие! Гастроли получились по принципу "с корабля на бал". Или точнее - наоборот.
 Билеты купил в подарок жене на 8 Марта. Это премьерный спектакль театра, на сцене идет всего полгода. Звездный состав: Олег Табаков (Дорн), Марина Зудина (Аркадина), Константин Хабенский (Тригорин). Спектакль поставил Константин Богомолов. Как он сам выразился, "Чайка" получила прочтение как "социальная бытовая" пьеса. В общем, очередная современная интерпретация классики...
С замыслом режиссера можно познакомиться здесь. Да и впечатление по подобранным там же роликам сможете составить сами. Есть видеоролик и на официальном сайте театра. Судя по отзывам уважаемых телевизионных каналов, как минимум это что-то неординарное.
Личные впечатления, мягко говоря, не совпадают с официальными. Бесконечное навевание тоски, причем нарочитое. Сразу вспомнилась "чернуха" 90-х. Чего только стоит спивающаяся по ходу пьесы Маша, превращающаяся из школьницы, с детским задором из любопытства "для пробы" прикладывающейся к стакану в начале действия, в задерганную "бытовухой" истеричную "бабу-лошадь" - в конце. А как еще подчеркнуть падение Заречной, если не ухарской "занюшкой" кокаина? Или исполнение ею перед носом у Треплева на столе "хореографического с элементами эротики (или порно?)" этюда с деловитым снятием (в прологе) и надеванием (в эпилоге) трусов? Извините за натурализм, но на эротику и высокохудожественный стриптиз увиденное тоже не тянуло. При этом из динамиков звучал голос Окуджавы с его "Часовыми любви"... Лично мне это показалось оскорблением памяти поэта. Надо отметить, что и пришла Нина к Треплеву с косой в руках (от слова "косить"). Такие вот аллегории.
Самого действия - минимум. "Гламур" (Аркадина и Тригорин) скучал, "провинция" (все остальные персонажи), как ей положено, прозябала и завидовала. Актеры умышленно раздражали зал затянутыми паузами, монотонными интонациями в монологах. К антракту навеяли такой тоски, что зал уже был рад встряхнуться кофейком, многие откровенно высказывались за скорейшее окончание такого приобщения "к прекрасному". Несколько оживлял происходящее Хабенский, когда выходил на передний план. Но я его видел год назад в мхатовском "Гамлете" (Клавдий). Поэтому извините - есть с чем сравнивать! Здесь все было явно без фанатизма. Светский вечер в третьем действии был преобразован в грандиозную пьянку под аккомпонемент "Ласкового мая". В общем, если бы в зале был Чехов, мне кажется, застрелился бы он, а не Треплев.
По окончании были положенные при визитах в провинцию столичных звезд вежливые овации с традиционным вставанием. Но непродолжительные. Зал быстро ретировался в гардероб, испытывая явную неловкость и не стараясь сдерживать разочарование. Апофеоз: скандал на выходе из театра, где пожилая матрона на повышенных тонах пообещала то ли организатору гастролей, то ли кому-то из руководителей ТЮЗа, организовать объяснения в местном Минкультуры.
В общем, Урал в очередной раз продемонстрировал свою приверженность традициям, провинциальность и ретроградство. Только вот неловкости по этому поводу что-то я не испытываю. 
P.S. Завтра у нас билеты на "Похождение" (по мотивам "Мертвых душ"). Есть смутные опасения...




ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Южная БаварияРимСардинияСанториниНорвегияКритЧехияШвейцарияОАЭ



2 комментария:

  1. Чудный спектакль. Умный....много психологии....режисер - большой мастер "детали".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все, конечно, на любителя. Но "детали" не должны заслонять смысл, тем более когда их количество, подчиненное единственному желанию - усилить эпатаж,- выходит за рамки приличия. Согласитесь, что от Чехова остался только текст. Честнее было бы изменить название. А какие-то вещи, на мой взгляд, делать совсем нельзя. Зачем было доводить до абсурда интервью с Гагариным?

      Удалить